Monday, March 23, 2015

Кто охраняет стадо? Исламское высшее образование в России

See the English version here.
(Отредактированная Юлией Кацнелсон)

Считаю…, что приоритетом в публичной деятельности самих мусульманских организаций должны быть выработка положительного образа традиционного ислама как важной духовной составляющей общероссийской идентичности…это имеет огромное значение для воспитания молодёжи, что крайне важно, как для мусульман, так и для всей страны, крайне важно для российской мусульманской молодёжи, которая давно, к сожалению, стала целевой аудиторией для наших недоброжелателей.  (В. В. Путин)[1]
Исламская духовная школа-интернат  (Сисатли, Дагестан)
http://smartnews.ru/regions/sevkav/3411.html#ixzz3VDXVBUNZ
          Образование духовенства является одной из важнейших функций любой церкви или религии. Образованным духовенством сохраняются не только традиции, обряды и вероисповедание, но и охраняются верующих от радикализма.
           У мусульманства – древняя история на территории России. Первые мусульманские проповедники появились еще в VII веке, а 300 лет спустя, примерно в X веке, когда Волжская Булгария стала исламским государством, их число значительно увеличилось. В XIII веке монгольский народ начинала принимать ислам и глава Золотой орды Берке стал первым мусульманским ханом. С этого времени, исламское присутствие на территории современной России распространилось при татаро-монгольском правлении.
          В XVI веке Российская империя расширялась на мусульманские территории у Волги, на северном Кавказе, и дальше на восток. С этого времени начинается Российское мусульманство. Первые годы правления Российского государства над мусульманами сопровождались широкими государственными репрессиями. Однако, чтобы закрепить свою позицию против Османской империи, в 1767 г. Екатерина II сняла ограничения на постройку каменных мечетей и общественных исламских зданий, а в 1773 г. издала указ «О терпимости всех вероисповеданий», давший мусульманам право вероисповедания. С этого времени Россия начала считаться многоконфессиональным государством.
           Во время революции 1917г., на территории Российской Империи были тысячи медресе и других заведений исламского образования. Только в Оренбурге находилось два средних специальных духовных медресе, 122 медресе, 222 мектебе.[2] Таким образом, существовало светлое исламское сообщество, поддержанное образованными имамами и другими церковными служителями.
           В советские времена система высшего образования всех религий пострадала от антицерковной политики властей. Ислам не был исключением. Пока некоторые христианские образовательные заведения продолжали функционировать, все мусульманские заведения на территории современной России были ликвидированы. Только в 1945 г. совет муфтиев СССР добился открытия построенного в XVI веке медресе при мечете Мир-Араб в Бухаре, Узбекистан. Этот институт, вместе с открытым в 1971 г. Исламским институтом имени имама Аль-Бухари в Ташкенте, остались единственными заведениями высшего духовного образования в СССР. Показательно, что большинство ведущих муфтиев России закончили Мир-Араб.
Пои-Калян мечеть и медрессе Ал-Араб 


Поэтому, до 1988 г., когда открылся медресе «Исмаилия» при Московской Соборной мечети, будущим имамам было негде учиться и следовательно, у многих из них не было формального духовного образования. В результате нехватки учебных заведений – при гласности, когда стало возможно открывать институты и медресе, не хватало квалифицированных преподавателей.
Как и с христианством, с гласностью и распадом СССР, появились иностранные мусульманские миссионеры и проповедники. Хотя многие из этих проповедников играли ключевую роль в восстановлении мусульманства и в создании новой системы духовного образования в России и ближнем зарубежье, были среди них и подвижники более радикальных толкований ислама, которые исторически были чуждыми в России.  
Добавляя масло в огонь, конфликты на Северном Кавказе привлекали военизированных представителей радикальных исламских движений, таких как иорданец Хаттаб. Эти боевики были не только полевыми командирами, но и подвижниками радикального ислама. Более того, некоторые местные боевики прошли тренировку в Афганистане и других местах, где не только изучали тактику партизанской войны, но и радикальные идеи исламистов. Эти российские исламские экстремисты воевали в войнах на северном Кавказе и в других горячих точках, таких как Афганистан, Сирия и Ирак в формированиях Ал-Кайды, Талибана и Исламского государства. Как участники или под их влиянием, эти экстремисты и их ученики совершили теракты в России и других странах.
Еще один фактор – Богатые арабские государства и частные лица часто спонсировали образование этих учеников из бывших советских республик. Хотя это помогло восстановить подготовленное исламское духовенство в России и других бывших советских странах, эти ученики часто учили более радикальные направления ислама не свойственные в России или попали под влияние людей с радикальными взглядами. По возвращению на родину, они распространили эти идеи среди местных мусульман. Более того, интеграция в истеблишмент усложнилась и тем, что их дипломы зарубежных духовных программ не имели, и до сих пор не имеют официальную государственную легитимность.[3]  В результате, эти образованные мусульмане оказались вне системы, где их образование могло бы быть адаптировано к нуждам исламского сообщества и где они могли бы употребить свои знания.
Владимир Путин встечает с Советом муфтиев России в Уфе (Kremlin.ru)
          Так как многие советские имамы не могли пройти формальное духовное образование, у них не было достаточно способностей и знаний противостоять этим радикалам. Поэтому, их философия слишком часто распространилась среди мирян. Влияние этих людей, распространение «импортных» направлений ислама и бессилие имамов перед этими идеями беспокоили (и до сих пор беспокоят) правление традиционных Российских мусульманских конфессий и власти. Во время встречи с муфтиями в Уфе в 2013 г., В. В. Путин сказал:
«Некоторые политические силы используют ислам, а точнее его радикальные течения, кстати сказать, исторически не характерные для российских мусульман, в целях ослабления нашего государства, для создания на российской территории зон управляемых извне конфликтов, внесения раскола между различными этническими группами, внутри самой мусульманской общины, для разжигания в регионах сепаратистских настроений».[4]

          Как было замечено выше, есть опасение в том, что отечественные имамы не достаточно подготовленные, чтобы противостоять радикальным течениям. Журналист и директор Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко говорит:
«Есть подозрение, что большая часть имамов вообще не способна полемизировать с экстремистами или с людьми, которые попадают под влияние экстремистской идеологии. Если ставить людей имамами, то надо ставить людей, которые умеют проповедовать, которые умеют ввести полемику, которые является учеными».[5]

          Одна не менее важная проблема – мусульмане, особенно молодые в современном мире и в современной России столкнутся в интернете, в путешествиях заграницу и у себя на родине с разными толкованиями ислама и обратятся к своему духовному лидеру для разъяснения. Если имам не может соревноваться с этими источниками, его ученик попадет под влияние более толковых людей или движений. Как объяснил Мукаддас Бибарсов, муфти Саратовской области в апреле этого года:
«Мы живем в век информационных технологий, когда информация, которую раньше обсуждали только в узких кругах, среди ученых, стала доступной для всех. Но не везде, в том  числе на Кавказе, ею сумели воспользоваться правильно. Начали возникать дискуссии, споры, трения, приведшие к трагическим событиям, которые мы наблюдаем в регионе».[6]

Чтобы понимать ситуацию, надо понимать роль имамов в мусульманском обществе. Так как структура ислама – нецентрализованная, имамы играют ключевую роль в жизни прихожан. Некоторые главные обязанности имамов включают в себя: 
  • Руководство молитвами, 
  • Совершение религиозных обрядов,
  • Урегулирование семейных отношений,
  • Разделение наследства 
  • Разъяснение основ Ислама и предписаний мусульманского правительства
  • Давать советы и помогать прихожанам в жизненно важных вопросах.[7]

          Чтобы справиться с этими задачами, и особенно с последним, имаму необходимо не только понимание Корана и учений религии, но и более широкое образование. Ректор Московского исламского университета Дамир Хайретдинов сказал на Международной научно-практической конференции «Формирование духовного пространства современной России», прошедшей 31 мая – 2 июня 2012 года:
«Сегодня российским мусульманам нужны не только медресе, но и элитарные вузы, которые воспитают наиболее квалифицированные кадры и дадут им путевку для успешной карьеры…ибо нашей сверхцелью является создание высокопрофессиональной российской мусульманской элиты, обладающей как религиозным, так и светским образованием!»[8]

Далее, В. В. Путин говорит:
«…одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства и, что принципиально важно, будет признана большинством мусульманских учёных мира. Эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире в целом, давать свои оценки, которые будут понятными и авторитетными для верующих».[9]

Государство и Совет Муфтиев вложили деньги и усилия в установление и усовершенствование исламсой образовательной системы. Сейчас в России работает большое количество медрес и больше восьми исламских университетов и институтов.[10]  Эти заведения обучают и выпускают большое количество образованных студентов в светских и духовных профессиях, но как утверждает и В. В. Путин и Дамир Хайретдинов, качество преподавания до сих пор не отвечает международным стандартам, и таким образом все еще не конкурентоспособно с зарубежными заведениями. Дамир Хайретдинов даже полагает, что, несмотря на вложенные деньги, результаты в образование имамов ухудшились с 1990 гг. Он объясняет:
«Число выпускников учебных заведений того периода (1990 гг.), ставших имамами, было более 50%. Но этот показатель с каждым годом ухудшается. Мы больше не видим выпускников с горящими глазами, готовых уехать в дальний регион и начать работу с нуля: просвещать, налаживать отношения, создавать общины, строить мечети, выступать с проповедями».[11]

В создание качественной системы высшего исламского образования, которое может конкурировать с зарубежными институтами, Россия сталкивается с некоторыми проблемами. Пока эти проблемы остаются не решёнными, Россия будет зависеть от других стран, чтобы выполнять свои обязанности перед своим исламским населением.
Прежде всего, образовательная система должна отвечать потребностям жизни в современном российском сообществе и в то же время сохранять мусульманскую духовность и идентичность.[12]  Сложность в этом – баланс. Имамы и образованные мусульмане должны совместить глубокое духовное основание и широкое светское образование. Для этого требуется тесное сотрудничество государства и церковных руководителей. Россия до сих пор не нашла этот баланс, и некоторые, включая Дамира Хайретдинова, считают, что из-за перехода к децентрализации, ситуация ухудшилась. Он объясняет, что это результат уменьшения роли исламского духовного направления в ВУЗах и их подпадания под влиянием «третьих посторонних организаций, зачастую связанных с местечковыми нуждами».[13]  Проблема состоит в том, что система исламского образования остается децентрализованной и не стандартизированной. 
Вторая проблема касается плодов эффективной системы высшего образования – исследование и литература. Одна важная функция здоровой образовательной системы – распространение знаний вне стен института через академические произведения. В развитом духовно-академическом сообществе, ученые изучают не только историю, традиции, священные писания и учения своих предшественников; но они и исследуют проблемы и вопросы, актуальные для своих соотечественников. Их исследования издаются в журналах, книгах, учебниках и сейчас в интернете в статьях и видеоклипах. К сожалению, это духовно-академическое сообщество все еще находится в стадии развивания. Поэтому, большинство исламской литературы до сих пор является зарубежной. Отечественной литературы мало. В результате этого, россияне и в частности, российские мусульмане, ищущие информацию об исламе, часто не могут найти литературу, которая соответствует их реалиям и потребностям. 
Третий, и главный вопрос, был выдвинут на собрании ректоров исламских ВУЗов с Председателем Совета муфтиев России шейхом Равилем Гайнутдином в марте 2012 г в Москве. Он «выразил свою озабоченность тем, что за долгие годы работы так и не была создана цельная концепция исламского образования в России».[14] 
Хотя создан и работает Совет по исламскому образованию, этой организации до сих пор не удалось создать стандартизованную систему исламского образования. Более того, она не смогла наладить эффективное сотрудничество между своими институтами. Один из главных факторов в результативной системе высшего образования – это открытое, взаимосвязанное академическое и административное пространство, которое воспитывает эффективное использование ресурсов и обмен идеями и знаниями. У одного взятого университета нет всех необходимых ресурсов. Это сотрудничество может, и, по мнению автора, должно включить институты других конфессий в тех областях, которые касаются всех. Это не только сэкономит ресурсы отдельных институтов, но и поможет воспитывать взаимопонимание и толерантность между будущими священнослужителями разных религий.
Мечеть Кул-Шариф в Казани
Леонид Кружков (https://www.flickr.com/photos/cust/)
В истории, религия часто играла роль в разжигании и решении конфликтов. Но даже не сама религия является особенно уязвимой к радикальным идеям, а необразованные люди слишком часто становятся пешками в этих конфликтах. Их первая линия обороны – образованный священнослужитель. Хорошо образованный священник, обученный не только церковным верованиям и обрядам, но и с хорошим пониманием светского интеллектуального мира является самой хорошей защитой против радикальных религиозных идей. Муфтий Мукаддас Бибарсов четко объяснил это. Он сказал, «Я хотел бы призвать читателей получать знания. Поскольку без знаний нет движения вперед. Жизнь показывает, что дело «не в количестве, а в качестве». И мусульмане должны быть грамотными во всех сферах, стать примером для окружающих».[15]  Самая важная инвестиция страны – это его следующие поколения. Образование – самая важная государственная инвестиция. Чтобы стать просвещенной страной, России необходимо решить эти проблемы, влияющие на последующие поколения самых уязвимых этнических сообществ. Как показывают недавние события и в России и по всему миру, где исламисты из России совершили теракты и участвовали в террористических движениях, будущее России и даже будущее всего мира зависит от эффективного решения этой проблемы.



[1] Путин, Владимир Владимирович - Официальная страница Президента России. Начало встречи с муфтиями духовных управлений мусульман России. 22 октября 2013. 10 августа 2014 <http://www.kremlin.ru/transcripts/19474>.
[2] Славянский правовй центр. Репрессированное медресе. Интервью с Исмагил-хазратом Шангареевым, муфтием Оренбургской области. Номер 1-2 (39) 2006. 11 августа 2014 <http://www.sclj.ru/analytics/magazine/arch/detail.php?ELEMENT_ID=1265>.
[3] Хайретдинов, Дамир. Проблема развития мусульманского профессионального образования носит общеобразовательный характер. 4 июня 2012. 11 августа 2014 <http://www.muslim.ru/articles/110/1100/>.
[4] (Путин, В. В. «Начало встречи с муфтиями».
[5] Бейлин, Борис. ВестиFM. 27 сентября 2013. 10 августа 2014 <http://radiovesti.ru/article/show/article_id/107732>.
[6] Тикаева, Фатима. Система исламского образования в России должна готовить мусульманских богословов мирового масштаба - муфтий Мукаддас Бибарсов. 16 апреля 2014. 11 августа 2014 <http://www.muslim.ru/articles/96/5397/>.
[7] Islam Today. Мусульманское духовенство, глава мусульманской общины . 2014. 10 августа 2014 <http://islam-today.ru/muslim-clergy/>.
[8] (Хайретдинов.  «Проблема развития»)
[9] (Путин, В. В. «Начало встречи с муфтиями».
[10] Портал межвузовского совета СНГ по духовному образованию. История и культура ислама - Высшие учебные заведения государств-участников СНГ. 2014. 11 августа 2014 <http://duhobr.ru/Islam/institutions.php?PAGEN_1=2>.
[11] (Хайретдинов.  «Проблема развития»)
[12] Хайретдинов, Дамир. Инновационные процессы в исламском образовании. 1 декабря 2013. 9 августа 2014 <http://islameducation.net/article/innovation.html>.
[13] (Хайретдинов.  «Проблема развития»)
[14] ДУМРФ. Встреча ректоров российских исламских вузов в Москве. 23 марта 2012. 10 августа 2014 <http://www.dumrf.ru/dumer/event/2931>.
[15] (Тикаева)

No comments:

Post a Comment